загрузка...
Техподдержка
Поиск Вход
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Российская Федерация, Московская область, Лобня, Павлика Морозова, дом 1Б

Подростковый кризис. Как пережить?

Один из самых сложных периодов в жизни родителей и детей – подростковый кризис. Эта проблема актуальна для многих родителей, ведь на этом этапе ребенок кажется им почти как посторонний человек: его поведение непредсказуемо, он может болезненно реагировать на отказы и неадекватно относиться к бытовым ситуациям. Если родителям еще удается повлиять на маленьких детей своим авторитетом, то в случае с подростками этот метод может оказывать совершенно противоположный эффект. Подростковый кризис – это сложный период, который требует от родителей особого понимания и терпения и любви.

Это переходный этап психического развития, который происходит после начальной школы и перед подростковым возрастом. В этот период подростки стремятся к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию, но могут также потерять спонтанность в поведении, проявлять независимость, снижать мотивацию к учебе и конфликтовать с родителями и учителями. Однако подростковый кризис заканчивается формированием нового уровня самосознания, который позволяет подросткам понимать свою личность через рефлексию.

Симптомы подросткового возраста

  1. В подростковом кризисе основным проявлением в эмоционально-поведенческой сфере является негативизм.
  2. Подростки становятся враждебными, конфликтными и часто нарушают дисциплину.
  3. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения и угрюмости.
  4. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве и изолироваться от других людей.
  5. Подростки могут отказываться от выполнения обязанностей по дому и находиться вне семейной обстановки.
  6. Негативные реакции на возражения родителей могут проявляться вспыльчиво и импульсивно.
  7. Часто подростки проводят много времени за компьютером или вне дома в общении со сверстниками.
  8. Степень выраженности негативизма может колебаться от тотальности до полного отсутствия.

На физиологическом уровне

  1. Подростковый кризис характеризуется быстрыми и значительными изменениями на физиологическом уровне, связанными с половым созреванием.
  2. У девочек пик скачка роста приходится на 11-13 лет, а у мальчиков на 13-15 лет.
  3. Вместе с пиком роста происходят изменения пропорций тела, сначала увеличивается голова, кисти рук и ступни ног, затем удлиняются руки и ноги, и только потом туловище.
  4. Работа внутренних органов становится труднее, возникают перепады сосудистого и мышечного тонуса, что может вызвать быструю смену физического состояния и настроения.
  5. Для подростков с хроническими заболеваниями или патологиями в развитии внутренних органов необходимо следить за здоровьем особенно тщательно.
  6. У подростков происходит так называемая "гормональная буря", когда половые гормоны вырабатываются в большем количестве, чем у взрослых людей, а надпочечник активно работает всегда, как при стрессе. Это может вызвать повышенную эмоциональность и нервозность.
  7. В подростковом возрасте происходит усиление полового созревания и сексуального возбуждения, что может привести к эмоциональной нестабильности. У мальчиков причины возбуждения осознаются более ясно, в то время как у девочек это связано больше с другими потребностями, такими как дружба, любовь, поддержка, взаимопонимание, самоуважение.
  8. В подростковом возрасте происходит формирование половой идентичности, когда ребенок начинает ориентироваться на образцы мужественности и женственности в поведении. В этом возрасте подростки ориентируются на значимых для них взрослых, особенно на своих родителей.
  9. В подростковом возрасте формируется новый образ физического "Я", который становится объектом повышенного интереса. Подростки остро переживают все изъяны своей внешности, что может приводить к чувству неполноценности, замкнутости, неврозам и комплексам. Родители должны проявлять понимание и такт, чтобы помочь подросткам смириться со своими изъянами, а бестактные замечания и ирония могут только усугубить ситуацию и вызвать невротические реакции.

Развитие психических функций

  1. В этом возрасте формируются первоначальные представления о близких отношениях с людьми. Подростки изучают особенности взаимоотношений в коллективе и в дружеских отношениях, формируют социальные навыки. Это может привести к конфликтам и недопониманию в отношениях с родителями и друзьями, но также способствует развитию эмпатии, уважения к разным точкам зрения и культурам.
  2. Один из наиболее существенных признаков подросткового возраста - проблемы с самооценкой и самоидентификацией. Подростки ищут свое место в жизни, определяют ценности и интересы, которые наиболее соответствуют их индивидуальности. Они могут чувствовать неуверенность в себе, но также могут проявлять агрессивность и уверенность в своей правоте. Родители и учителя должны помогать подросткам в поиске своей индивидуальности и поддерживать их решение.
  3. В подростковом возрасте происходит усиление полового созревания и возбуждения, что может вызывать эмоциональную нестабильность и низкую самооценку. Но также это время, когда подростки начинают изучать свою сексуальность и строить свои отношения с противоположным полом. Родители должны поддерживать открытый диалог и предоставлять знания о здоровых отношениях.
  4. В этом возрасте формируется половая идентичность, что означает, что подростки начинают ориентироваться на роли мужчины и женщины в обществе. Это может приводить к напряжению и конфликтам между подростком и родителями. Родители должны помнить, что это также время, когда подростки ищут свое место в мире, и не давать им ощущение, что они должны соответствовать своим ожиданиям.
  5. В подростковом возрасте формируется новый образ физического "Я", и подростки могут страдать от недостатков своей внешности. Родители должны помочь подросткам принять свой образ, давать обратную связь и поддерживать положительное отношение к себе, а не критиковать недостатки.

Развитие самосознания подростка

  1. Желание быть равным участником жизни взрослых означает, что подросток хочет, чтобы его мнение и желания были уважаемы и учитывались наравне с мнением взрослых. Он также имеет претензии на равные права и свободы, которые есть у взрослых, такие как право на выбор, свободу выражения и т.д.
  2. Манера одеваться и поведение подростков является проявлением их желания подражать и соответствовать группе своих сверстников, чтобы чувствовать себя принятыми и важными.
  3. Подражание наигранным сценам из сериалов или приключенческих романов в поведенческих реакциях означает, что подросток не всегда умеет различать реальную жизнь от вымышленных историй, которые он видел на экране.
  4. Проявления взрослости в интеллектуальных интересах, заботе о семье и помощи нуждающимся свидетельствуют о том, что подросток стремится к ответственности и заботе о других.
  5. Развитие морального сознания и проявление ответственности за благополучие других являются показателями зрелости и взрослости у подростков.
  6. Недостатки в развитии морального сознания, такие как социальная инфантильность, неспособность взять на себя ответственность, быстрое разочарование и легкое отказывание от начатых дел, могут свидетельствовать об отсутствии зрелости и незавершенности развития личности.
  7. Уход в виртуальный мир, игроманию или химические зависимости являются способами, которыми подростки могут попытаться избежать реальных проблем и стрессов в своей жизни. Однако эти способы не решают проблему, а лишь усугубляют ее и могут привести к серьезным последствиям для здоровья и жизни подростков.
  8. Взрослость как самоощущение проявляется в желании равноправия с взрослыми и отстаивании своей взрослой позиции. Подростки стремятся проявлять самостоятельность и ограждать свою жизнь от вмешательства родителей, учитывая свои вкусы, взгляды и оценки.
  9. Развитие морального сознания и усвоение новых этических норм поведения происходит в параллель с внешними проявлениями развития взрослости. Подростки следуют "моральному кодексу" своей референтной группы, стремясь получить признание и одобрение социума.
  10. Удовлетворение потребностей в проявлении взрослости зависит от того, признается ли взрослость и самостоятельность подростка социумом. Негативная реакция окружающих может привести к бунту и несоблюдению установленных правил.
  11. Самоанализ может привести к недовольству собой и неустойчивой самооценке.
  12. С развитием самосознания могут возникать склонность к уединению, чувство одиночества и тоски.

Что делать родителям?

  1. Определите свои приоритеты и представления о будущем вашего ребенка.
  2. Общайтесь с подростком, слушайте его, объясняйте свои требования и просьбы.
  3. Помогайте и поддерживайте ребенка, давайте совет только при запросе.
  4. Поддерживайте позитивный настрой, поощряйте, хвалите и подбадривайте.
  5. Не унижайте, не обижайте и не кричите на ребенка, это может привести к обратному эффекту.
  6. Будьте примером для ребенка, помните, что он наблюдает за вами.
  7. Используйте чувство юмора, это может помочь во многих ситуациях.
  8. Помните о своей роли в контроле поведения ребенка.
  9. Поощряйте реалистичные цели и стремления, понимайте, что ваш ребенок еще не взрослый.
  10. Уважайте личность вашего ребенка и помните, что он не должен реализовываться за ваш счет.

Главное помнить, что это важный и нормальный сепарационный процесс,  с вашим ребенком происходит тоже, что и со многими детьми в этом возрасте, это нужно для взросления ребенка и перехода во взрослый мир.

Педагог - психолог Финогеева С.Н.

 

Электронные муниципальные услуги в сфере образования
МГОУ
Министерство просвещения науки РФ
Портал персональные дети
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области
Код Управления образования
Мониторинг и оценки
Министерство науки РФ
Школьный портал
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Инфознайка
Сайт образовательной организации
1 из 0