ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (С 2024 ГОДА ОБУЧЕНИЕ ВЕДЕТСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТРУД(ТЕХНОЛОГИЯ)».
Трудовое обучение в школе направлено на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию умственного и физического труда. Оно способствует более глубокому и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда.
Обучение по предмету "Труд (технология)" начинается уже в начальной школе (1-3 класс). В 4 классе учащиеся проходят обучение по профилям в мастерских. У ребят воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности формируются: добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, даётся установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.
У обучающиеся 5-7 классов среднего звена и 8-9 классов организация уроков трудового обучения предполагает формирование профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям.
У учащихся 5-7 классов формируется осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Уроки профильного труда в специальной школе направлены на обучение общетрудовым умениям и позволяют учителю в старших классах перейти от развернутой помощи обучающимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении обучающимся.
У школьников 8-9 классов формируются представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Работу по профориентации школьников, которую проводит учитель труда, тесно увязана с работой классного руководителя, учителей-предметников, психолога школы, социального педагога, с деятельностью внешкольных учреждений.
В совместной работе учителей трудового обучения и классных руководителей особенно эффективны такие формы деятельности, как разработка и проведение профориентационных мероприятий, обмен информацией о результатах наблюдения. Классные руководители тесно общаются с родителями детей, знают обстановку в семье, планы родителей в профессиональном определении своих детей.
Такая совместная и целенаправленная деятельность учителей, классных руководителей, администрации в тесном содружестве с семьей, производственными коллективами, профессиональными учебными заведениями является залогом успешной профориентационной работы со школьниками, имеющими нарушение интеллекта.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Важном задачей профориентационной работы в нашей школе является воспитание у учащихся интереса и склонностей к рекомендуемым видам труда при учёте их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии. Наиболее благоприятные условия для реализации поставленных целей существуют в школьных мастерских, где учащиеся проводят значительную часть учебной деятельности.
Этапы обучения на уроках по предмету "Труд (технология)"
1 этап – трудовое обучение, направленное на воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям. Детей привлекают к посильному общественно – полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. На этом этапе устанавливается профиль дальнейшего трудового обучения с учетом психофизических данных ученика, глубины и характера дефекта, возможности трудоустройства.
2 этап – трудовое обучение на базе учебных мастерских. Учащиеся способны выполнить простейшие работы с использованием оборудования.
3 этап – профессионально – трудовое обучение. Здесь учащиеся овладевают доступными для них знаниями и профессиональными приёмами. Практическая деятельность приближается к труду рабочего на производстве. На этом этапе особое место уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности учеников. Используются разнообразные формы обучения и воспитания по подготовке школьников к работе по определенным профессиям.
Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учащихся в нашей школе:
Правильная организация профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта на уроках по предмету "Труд (технология)" улучшает качество знаний учащихся и активизирует процесс обучения и воспитания.
Профессиональная ориентация на уроках технологии может и должна проводиться поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников.
В нашей школе 3 профиля обучения по предмету «Труд (технология):
Виды профориентационной работы:
с 10 июня по 09 июля 2024 года при школе организована Трудовая бригада.
25 обучающихся с 14 по 18 лет получили возможность получить первый оплачиваемый трудовой опыт. Обучающиеся приняты на должность "Уборщик служебных помещений". Между сторонами оформлены срочные трудовые договора, проведены инструктажи и ознакомления с правилами трудового распорядка.
График работы:
пятидневная рабочая неделя
с 09.00 по 13.00
Работы проводятся по утвержденному плану